image 18 - Макото Синкай о вдохновении при создании "Судзумэ" и о том, что его сравнивают с Миядзаки

Когда 11 марта 2011 года в японском регионе Тохоку произошло землетрясение магнитудой 9 баллов, Макото Синкай почувствовал толчки, находясь за сотни километров от него. Режиссер находился в студии в Токио, завершая последние штрихи своего анимационного фильма «Дети, которые преследуют потерянные голоса». «Мой компьютер начал падать со стола, и все вокруг затряслось», — вспоминает он.

Синкай не знал, что происходит, как и большинство людей, которые выбегали из своих зданий и толпились на улицах. Но он хотел как можно скорее вернуться домой, чтобы проверить, как там его семья, что он, к счастью, смог сделать, так как жил в нескольких минутах ходьбы. К счастью, его семья была в безопасности. «Моей дочери не было и года», — говорит Синкай.

Кинематографист знает, что Токио пострадал не так сильно, как регион Тохоку. Это бедствие, известное также как Великое восточно-японское землетрясение, является самым сильным за всю историю страны — более 18 000 человек погибли. Это также является главным источником вдохновения для «Судзумэ», последнего проекта Синкая, премьера которого состоится в американских кинотеатрах в эти выходные (фильм вышел в Японии в ноябре прошлого года). В фильме одноименная героиня покидает Тохоку ребенком, потеряв свою мать в результате землетрясения и цунами 2011 года. Встретив загадочного Соуту, Сузуме, которой сейчас 17 лет, обнаруживает, что безопасность ее страны находится под угрозой. Она отправляется в путешествие по Японии, чтобы защитить ее жителей от новых катастрофических землетрясений — ее предупреждают тревожные сигналы на телефоне. Даже эти тревожные сигналы исходят из воспоминаний Синкая о катастрофе 2011 года. «Было много афтершоков — каждый раз, когда происходил афтершок, у нас срабатывали мобильные телефоны», — сказал он. «Я просто обнимал свою дочь».

Когда в 2011 году состоялась премьера фильма «Дети, которые преследуют потерянные голоса», Синкай уже много лет работал как режиссер. Свой первый анимационный проект он выпустил в 2002 году — 25-минутный научно-фантастический фильм «Голоса далекой звезды», а в следующем десятилетии снял такие фильмы, как «Место, обещанное в наши ранние дни» и «5 сантиметров в секунду». Однако всемирная популярность режиссера резко возросла лишь в 2016 году. В том году фэнтези-роман «Твое имя» Синкая превзошел «Spirited Away» Хаяо Миядзаки и стал самым кассовым аниме-фильмом в истории. В международном прокате фильм собрал более 331 миллиона долларов, и с тех пор эта цифра только растет. Следующий проект Синкая, «Погода с тобой», стал еще одним зрелищем. Хотя его кассовые сборы были ниже, чем у «Твоего имени», фильм стал самым кассовым японским фильмом 2019 года. Он также был выбран в качестве японской заявки на лучший международный художественный фильм на церемонии вручения премии «Оскар» в 2020 году. Несмотря на коммерческий успех и признание критиков, Синкай завоевал репутацию мастера анимации, чьи фильмы — это театральные события, которыми нельзя не восхищаться.

Возможно, из-за этих подвигов режиссера часто сравнивают с легендарным режиссером Хаяо Миядзаки. Но Синкай говорит, что такое сравнение чаще всего встречается за пределами Азии. «На Западе и, в частности, в европейских странах, когда они думают об анимации и кино, Миядзаки — одно из первых имен, которое приходит на ум», — рассказывает он Fandom через переводчика. «Поэтому чаще всего меня сравнивают, или проводят какую-то аналогию, представляя как «следующего Миядзаки» — а это отдельная история». По словам режиссера, на другом конце света такие мысли встречаются гораздо реже. «Напротив, в Азии, как мне кажется, анимация как средство массовой информации имеет гораздо большее проникновение в повседневную жизнь», — говорит Синкай. Например, в Корее сейчас в кинотеатрах идет «Судзумэ», и, к счастью, это хит. Но в то же время они также показывают Slam Dunk». Он говорит о фильме Такехико Иноуэ «The First Slam Dunk», спортивном фильме, основанном на серии манги Иноуэ. «Поэтому между этими двумя анимационными фильмами проводятся сравнения», — продолжает Синкай. «На Западе легко провести сравнение между Ghibli, в то время как в Азии, я думаю, анимация воспринимается несколько иначе».

image 18 1024x576 - Макото Синкай о вдохновении при создании "Судзумэ" и о том, что его сравнивают с Миядзаки

Это не умаляет того факта, что студия Ghibli послужила для Синкая главным источником вдохновения. Даже в фильме «Судзумэ» можно найти множество отсылок к фильмам этого гиганта анимации. Режиссер рассказывает о путешествии главной героини по Японии и об отношениях с женщинами, которые она завязывает в пути. «Я возвращаюсь к фильму Миядзаки «Служба доставки Кики» и к тому, что это история взросления молодой женщины», — объясняет Синкай. «На протяжении всего путешествия [Кики] она тоже встречает много женщин». Это и Осоно, например, пекарь, ожидающий ребенка, и Мадам, пожилая женщина, которая хочет отпраздновать день рождения своей внучки. «У [Кики] есть различные примеры для подражания на протяжении всего ее пути. Поэтому, думая об этом фоне, создавая Сюдзумэ, я хотела, чтобы она также встретила много разных женщин и прошла через это некий процесс обучения». Хотя Судзумэ не задерживается надолго в городах и поселках, которые она посещает, женщины, с которыми она общается, — женщины, находящиеся на всех этапах жизни, — оставляют неизгладимое впечатление.

Во многом поэтому, несмотря на то, что Сута завязывает особые отношения с Судзумэ во время своего путешествия, фильм не является просто романтической драмой. Начиная с «Голоса далекой звезды» 2002 года и заканчивая «Погода с тобой» 2019 года, Синкай продемонстрировал свой дар писать пронзительные истории о влюбленных. Но в этот раз режиссер хотел исследовать не этот жанр. «Suzume — это не обязательно фильм о влюбленных», — говорит Синкай. «Я хотел сделать что-то другое с этим фильмом, и он действительно о ее взрослении».

В частности, Синкаю было интересно изучить взросление Судзумэ и то, как на нее повлияло землетрясение в Тохоку в 2011 году. «Я думаю, что это землетрясение во многом разделило страну на тех, кто пострадал непосредственно, и тех, кто не пострадал», — делится он. «И большая часть Японии относится к последней категории — в том числе и я». В то время как люди по всей Японии пережили потрясения разной силы, жители региона Тохоку пострадали гораздо сильнее. «Часть меня действительно думала: «Почему только они?»». говорит Синкай. «Как не пострадавший может рассказать историю о жертве — встретившись лицом к лицу с этой идеей, я действительно подтолкнул себя к написанию сюжета для фильма». В результате получилась история, в которой Судзумэ растет больше через горе и потерю, чем через романтику.

ОСВЕЩЕНИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ЧЕРЕЗ МАРШРУТ СУДЗУМЭ
Во время путешествия Судзумэ по Японии в фильме она посещает места за пределами Тохоку, которые в реальной жизни пострадали от стихийных бедствий. «Она путешествует из Кюсю в Эхимэ, где в 2018 году, возможно, из-за изменения климата, прошли сильные ливни, вызвавшие оползни», — объясняет Синкай. «А из Эхиме она путешествует в Кобе, где в 1995 году произошло землетрясение под названием «Хансин-Авадзи». Это событие, также известное как Великое землетрясение Хансин, унесло более 6 000 жизней. И хотя в фильме нет элемента путешествия во времени, места, которые посещает Судзумэ, указывают на катаклизмы в истории Японии. В конце концов героиня попадает в Токио, где связь с другим сейсмическим событием очевидна. «В Токио около 100 лет назад, в 1923 году, произошло «Канто дай-дзисин», — говорит Синкай. Он имеет в виду Великое землетрясение Канто магнитудой 7,9, в результате которого погибло более 140 000 человек.

Режиссер говорит, что на самом деле процесс определения пути Судзумэ через Японию был не слишком сложным. «Судзумэ была родом из Тохоку, и, как и большинству людей после катастрофы, ей пришлось отправиться на запад», — говорит Синкай. Я хотел начать ее в Кюсю, и это история о том, как она путешествует по Японии и возвращается домой». При этом маршрутов не так много — Япония не такая уж и огромная страна». Как только он определил, что землетрясение 2011 года является основой фильма, а посещение Судзумэ руин — еще одной темой, Синкай говорит, что маршрут появился сам собой.

image 18 1 1024x576 - Макото Синкай о вдохновении при создании "Судзумэ" и о том, что его сравнивают с Миядзаки

Это путь, который сам режиссер прошел при создании фильма — хотя изначально он этого не планировал. Сначала Синкай хотел в первую очередь использовать существующее программное обеспечение, чтобы наметить путь Судзумэ. «Я считаю, что Google Maps и Street View — это очень полезный инструмент для того, чтобы хотя бы увидеть различные места», — говорит он. «Так что отчасти я считаю, что для того, чтобы снять фильм, вовсе не обязательно отправляться на разведку местности». Как режиссер и сценарист фильма, Синкай взял на себя много обязанностей — и он добавляет, что процесс раскадровки занял целый год. Но хотя он не собирался заниматься разведкой мест съемок, его сотрудники убедили его в обратном. «К их чести, там были определенные детали и нюансы, которые я не мог уловить только из Street View», — говорит Синкай. «В итоге это оказалось очень полезным».

Я БЫ ПРЕДПОЧЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ФАНАТАМИ».
У Синкая есть четкое представление о том, какие цели он преследует, когда речь идет о создании искусства в наши дни. «Для меня самым важным фактором является создание удовлетворяющего меня развлечения», — сказал Синкай. «Я хочу, чтобы у людей была причина выходить из своих домов и идти в кинотеатры». Он перечисляет шаги, которые теперь должны предпринять зрители для получения театрального опыта, когда многие фильмы можно смотреть со своих устройств: «действительно выйти из дома», воспользоваться общественным транспортом и провести два часа в том, что он называет «темной коробкой». «Для меня, для людей, которые прошли через все эти препятствия, доставить удовольствие от развлечения — это огромная часть того, что я считаю успехом», — говорит Синкай.

Это не значит, что он не принимает во внимание другие показатели. «Конечно, когда у вас есть студия и команда из сотен людей, я не могу отрицать важность кассовых сборов и признания наград», — продолжает Синкай. «И это еще одна причина, почему спустя шесть месяцев после выхода фильма я все еще гастролирую по миру, продвигая его». Если бы все зависело только от него, Синкай признает, что, возможно, он проводил бы свое время по-другому. «Если быть до конца честным, лично мне не так уж интересны кинофестивали и пиар-усилия, я бы предпочел общаться непосредственно с фанатами», — говорит он. «Но в то же время я принимаю и признаю важность того, что режиссер поднимает фильм с помощью различных средств, и это само по себе может повысить его доступность». Но больше всего ему нравится слышать голоса фанатов, которые делятся своими впечатлениями от просмотра «Судзумэ».

image 18 2 1024x576 - Макото Синкай о вдохновении при создании "Судзумэ" и о том, что его сравнивают с Миядзаки

В случае с этим фильмом он видел разную реакцию зрителей в Японии. «То, как люди пережили землетрясение 2011 года, во многом определяет то, как они интерпретируют «Судзумэ», — говорит он. «Особенно моя основная аудитория, молодые взрослые, они либо не помнят землетрясения, либо, возможно, не пережили его непосредственно, поэтому они воспринимают фильм как забавное дорожное кино». Между тем, те, кто живет в регионе Тохоку и потерял близких в результате катастрофы, воспринимают «Судзумэ» не только как приключенческий фильм. «Никто не сказал мне этого в лицо, но через Интернет я слышал, что значительная часть из них либо пострадала от этого фильма, либо была вынуждена вспомнить то, о чем они предпочли бы не вспоминать», — говорит Синкай. «Почему вы сняли этот фильм? Есть и такие голоса».

Роль искусства в мире — это то, о чем Синкай глубоко задумался. «Я хотел сделать что-то, что может сделать только развлечение, и через развлечение встретиться лицом к лицу с тем, что означает катастрофа», — говорит он. «В какой-то степени, я думаю, критики не избежать. Это то, что мне придется перенести на следующий фильм, поскольку я продолжаю размышлять над тем, что делать дальше».

Фильм «Сузумэ» идет в кинотеатрах США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *